Заказать обратный звонок
Статьи

Иранское шиитское духовенство на многие годы утвердилось в стране в качестве господствующей директивной силы, определившей и закрепившей новый тип общественно-политического устройства государства на основе верховенства духовной власти (принцип имамата) Благодаря установленной иранским шиитским духовенством после свержения монархии жесткой, по существу авторитарной системы власти, построенной в значительной мере на без альтернативности общенациональной идеологии, подавлении любой оппозиции и государственном контроле в сфере экономики в первые десять лет существования нового государства, эта страна сумела преодолеть многие препятствия и трудности, сохранить свой суверенитет и национальную самобытность, стать такой, какой она является сегодня: не слишком свободной, но в меру справедливой по отношению ко всем своим гражданам, хорошо организованной и управляемой, не преуспевающей пока на хозяйственной ниве, но экономически независимой и сохранившей большой потенциал и, соответственно перспективы развития; решительно отстаивающей свои национальные интересы, но при этом весьма гибкой и искусной в решении сложных международных военно-политических и дипломатических проблем.

Лидер Ирана (имам Хомейни) сумел добиться консолидации общества на основе выдвинутой им программы построения в Иране исламского государства и экспорта идей исламской революции в другие страны исламского мира.

Сущность системы "ВЕЛАЯТ-Е ФАКИХ".

Феномен государственности в пост монархическом Иране: признавая божественное начало власти, которая предопределена Богом, обуславливающим существование всего земного, система "валяет-е факих" объявила себя "богоцентристским" правлением, призванным, согласно своему "необычному" (с позиции известных мировой практике типов государств) предназначению руководить мусульманским обществом. Гносеологически феномен "валяет-е факих" опирается на принцип преемственности правления имамов, являющийся одним из устоев шиизма как самого ортодоксального течения ислама. Теоретические основы такого правления разработаны имамов Хомейни и зафиксированы в конституции страны.

"Валяет-е факих" - сакрально-политизированное выражение духовности, нацеленное на институализацию исламского канона путем проведения целого ряда коренных преобразований в обществе. Это - субстрат общественно-политического устройства, воплощенный в канонизированной власти общепризнанного, справедливого богослова-правоведа, представляющего собой высшую инстанцию духовной, шиитской авторитетности - "марджа-е таглид" и назначенного Советом по руководству страной (Советом экспертов, согласно ст.107 конституции Исламской республики Иран). Это и есть вершина власти, управляющей страной.

Управление страной.

Согласно конституции, управление страной осуществляется тремя ветвями власти, функционирующим под контролем имама (аятоллы Хаменеи). Законодательная власть осуществляется меджлисом исламского совета (парламентом), состоящим из 290 членов и избираемым на четырехлетний срок из представителей народа прямым тайным голосованием. Спикер парламента - Мехди Карруби.

 
Во главе Исполнительной власти стоит президент, избираемый на четыре года прямым голосованием.
 

Главу Судебной власти назначает лидер страны на пятилетний срок из числа сведущих в судебных делах муджтахидов. Глава Судебной коллегии (аятолла Махмуд Хашеми-Шахруди) имеет право назначать и увольнять судей, предлагать законопроекты, связанные с судебной властью. Он фактически независим от двух других ветвей власти: исполнительной и законодательной, и ответственен только перед Лидером страны. Министр юстиции в исполнительной ветви власти имеет административные функции и не играет важную судебную роль. В последние годы, главные усилия иранской судебной власти были направлены на объединение системы судов, которая в результате революционного процесса была разделена на "Революционные суды" и "Общие суды". Эти усилия на объединение предпринимаются с целью ликвидации одного из наиболее насильственных изобретений революционной эры, "Революционных судов". Контролирует юридическую систему страны - Совет стражей исламской революции. Существенное воздействие на управление государственными институтами оказывают: Ассамблея по определению государственной целесообразности (создана по указу имама Хомейни в 1988 году) и Наблюдательный совет (Совет по охране конституции, функционирующий с 1988 года). Этим органы выступают связующим звеном между аппаратом "вали-е факих" и тремя традиционными ветвями власти. Механизм формирования этих двух органов, их направленность и компетенция определены конституцией.
Наблюдательный совет призван взаимодействовать с законодательной властью, следя за соответствием принятых меджлисом исламского совета (парламентом) законов и других нормативных актов божьим предписаниям, исламскому канону.

Ассамблея по определению государственной целесообразности (председатель - А.А.Хашеми-Рафсанджани) занимается разработкой стратегических, макро политических вопросов, которые входили раньше в прерогативу самого Лидера страны. Организационно она опирается на разветвленный аппарат, в который входят секретариат во главе с первым вице-президентом страны - доктором Хасаном Хабиби, пять комиссий, а также управление по связям с общественностью. Кроме того, Ассамблея располагает мощным центром стратегических исследований, занимающимся разработкой профилакторных проектов. Заседания Ассамблеи проводятся раз в две недели. Рассматриваются наиболее злободневные проблемы внутри- и внешнеполитической жизни страны. На Ассамблею возложена ключевая роль в деле координации действий трех ветвей власти. На сегодняшний день ряд наблюдателей сравнивают положение указанного органа со статусом сената в Древнем Риме.

Оставить комментарий